Селиверстов Фёдор - Автоюрист, консультант

Наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО) — непременное требование к каждому водителю. Этот полис гарантирует возмещения ущерба имуществу и здоровью третьих лиц, пострадавших по вине владельца авто. Если страховой случай наступил, необходимо предпринять ряд действий для получения выплат. Поговорим о том, в какие сроки следует подать заявление в страховую компанию.

Контрольные сроки при наступлении страхового случая

На выполнение всех действий установлен ряд контрольных сроков:

1. известить страховщика о ДТП следует немедленно. Обычно это делают по телефону. В ряде случаев на место аварии прибывает страховой комиссар;
  2. оценщик страховой компании должен выполнить свою работу в течение 5 дней;
  3. на сбор полного комплекта документов владельцу отводится 15 рабочих дней;
  4. после подачи заявления и предоставления полного пакета бумаг компания принимает решение об осуществлении выплат в течение 20 дней;
  5. если решение положительное, выплаты производятся в течение 3 дней;
  6. срок исковой давности по случаям, связанным со страховкой, — 3 года.

Только три первых пункта непосредственно исполняются автомобилистом, но следует понимать, что чем быстрее он выполнит свои обязанности, тем быстрее получит деньги.

О наступление страхового случая следует сообщить немедленно. Теоретически для этого нужно извещение о ДТП, составляемое на месте аварии. Однако большинство компаний предпочитает получать сразу весь пакет документов, на сбор которого отведено 15 дней. Поэтому сразу после аварии следует позвонить страховщику и спросить о том, стоит ли ожидать на месте аварии страхового комиссара. Желательно убедиться, что ваш звонок зафиксировали, подтверждением этого может быть номер страхового дела, который вам назовут сотрудники фирмы.

Далее вы должны дождаться оценщика. На его прибытие отводится пять дней, однако не все компании присылают своих работников. Если специалист не появился, вы имеете право нанять независимого оценщика. Этот вариант является предпочтительным, независимый эксперт не завязан на прибыли СК, и обычно сумма ущерба у него выше.

Подать документы в фирму следует в срок до 15 суток с момента аварии. Не забудьте взять расширенную справку о ДТП в ГИБДД.

Если сроки пропущены

По различным причинам некоторые граждане пропускают установленные законодательством сроки. Тогда возникает вопрос о том, может ли страховая компания на этом основании отказаться возмещать ущерб, и что делать, если это произошло.

Обязанность уведомить страхователя о наступлении страхового случая установлена ст. 961 ГК РФ.

Обратите внимание!

Эта обязанность лежит как на страхователе, так и на претенденте на компенсацию. Соответственно, в случае с ОСАГО в СК должно поступить два извещения.

Второй пункт ст. 961 ГК РФ предоставляет право страховщику не производить выплату, если извещение не получено в установленный срок. Однако в этом же пункте есть и серьезные ограничения на принятие такого решения. Если страховщик узнал о страховом случае из других источников, и это доказано, а также если отсутствие этих сведений не мешает выплатам, принимать такое решение нельзя. Второе ограничение практически нивелирует право страховщика на отказ в выплатах по этому основанию. Доказать влияние отсутствия извещения на возможность осуществления выплат практически невозможно.

Соответственно, лицо, не известившее о ДТП в установленные сроки, право на получение компенсации не утрачивает. Однако нужно понимать, что фирмы заинтересованы в удержании денег. Поэтому мы советуем подавать извещение своевременно.

Если же страховщик на этом основании отказал вам в компенсации, то проблему придется решать в суде. Обращению в судебную инстанцию должно предшествовать проведение претензионной работы. Ценным письмом с описью вложения и извещением о вручении отправьте претензию в СК. Извещение будет доказательством, что претензионная работа проведена, и вы получите право на подачу иска. Главное — не пропустить срок исковой давности, он составляет 3 года.

Адвокат по автомобильному праву
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.