Под сроком исковой давности ст. 195 ГК РФ понимает временной промежуток, в течении которого гражданин может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Существует два вида таких периодов:

• общий – он составляет три года (ст. 196 ГК РФ);
  • специальный – он может быть меньше или больше общего срока исковой давности, его продолжительность устанавливается законом.

Обратите внимание!

В соответствии со ст. 200 ГК РФ период начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его право нарушено.

Если гражданин обратился в страховую компанию с претензией о выплате возмещения, то с момента получения им отказа или по истечении 30 дней (если ответа не было) у него возникает право обратиться в суд. Именно тогда начинает истекать исковая давность.

Согласно ст. 198 ГК РФ стороны договора не могут изменить продолжительности этого периода, а следовательно, если страховая компания в одностороннем порядке увеличила этот промежуток, новое условие является ничтожным.

Срок исковой давности по страховым выплатам является специальным и в силу требований ст. 966 ГК РФ может составлять:

• два года – по договорам имущественного страхования (п. 1 ст. 966 ГК РФ);
  • три года – по договорам страхования по причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (п. 2 ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ установил для фирм право отказать в выплате возмещения в случае неисполнения клиентом обязанности незамедлительно уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

Согласно п. 2 ст. 961 ГК РФ страховщик имеет на это право, если в суде не будет доказано, что он своевременно узнал о наступлении страхового случая, либо что отсутствие сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить компенсацию.

В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.07.2013 г №20 клиент имеет возможность оспорить отказ в выплате, предъявив доказательства того, что компания своевременно узнала о наступлении страхового случая, либо что отсутствие у фирмы сведений об этом не повлияло на ее возможность определить, действительно ли имел место страховой случай, и какова сумма причиненного ущерба.

Обратите внимание!

С момента обращения в суд срок исковой давности перестает течь до момента вынесения решения по делу (п. 1 ст. 204 ГК РФ).

Последствия пропуска срока исковой давности

Согласно п. 1 ст. 199 ГК РФ истечение этого периода не является основанием для отказа суда в приеме искового заявления.

То есть лицо, считающее, что его права нарушены, имеет право подать иск даже по прошествии установленного временного промежутка. Однако, если страховая компания заявит, что страхователь пропустил срок исковой давности, суд будет вынужден отказать в рассмотрении дела.

Для того, чтобы избежать такого отказа, необходимо предоставить документы, которые свидетельствуют о том, что гражданин не мог обратиться в суд раньше.

Обратите внимание!

Если одна из сторон договора страхования произведет односторонние действия, направленные на осуществление своих гражданских прав и обязанностей (зачет, платежи по счетам и т.д.), их можно будет оспорить. То есть фирма не может списать у гражданина в одностороннем порядке деньги со счета (п. 3 ст. 199 ГК РФ).

Как восстановить пропущенный срок исковой давности?

Для восстановления этого периода необходимо либо подать соответствующее ходатайство в суде, либо, что часто делают на практике, включить это требование прямо в текст искового заявления.

Необходимо тщательно проанализировать ситуацию и понять, какие именно причины повлекли за собой пропуск срока исковой давности.

Затем следует собрать документы, подтверждающие, что временной промежуток был пропущен по независящим от лица обстоятельствам. К таким причинам могут относиться длительная болезнь, нахождение в рядах Вооруженных сил РФ, в длительной зарубежной командировке, неграмотность.

Полный перечень причин, которые являются уважительными для восстановления периода, в законодательстве РФ не содержится.

Если вам необходимо восстановить пропущенный срок исковой давности по спорам со страховой компанией, мы рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые прекрасно ориентируются в тонкостях страхового и гражданского законодательства, знакомы с последней актуальной судебной практикой, что позволяет им добиваться успеха практически в любых ситуациях.

8 499 938-41-55