Когда вы заключаете договор страхования собственного автомобиля — КАСКО, сотрудники компании рассказывают вам о том, что причиненный машине ущерб будет легко возмещен в полном объеме. Однако при наступлении страхового случая позиция фирм часто меняется, и получить причитающееся вам возмещение оказывается непросто. Поговорим о претензиях к страховым компаниям по КАСКО.
Что такое претензия, и каковы причины его составления?
Претензия в юриспруденции — это официальный документ, который составляют в ходе досудебного разрешения спора. Договорное право устанавливает, что претензионная работа — необходимый этап перед подачей иска в суд. Иными словами, пока вы не подали претензию к СК, обратиться в суд вы не можете.
Важен сам факт направления этого документа. Компания может вам не ответить или принять не устраивающее вас решение. Чтобы подать иск, вам нужно лишь предоставить доказательства, что вы пытались урегулировать ситуацию мирно.
Претензию направляют в СК по почте заказным письмом с описью вложения и извещением о вручении. Именно это извещение и будет доказательством проведения вами претензионной работы в частности и ваших попыток урегулировать спор в досудебном порядке в целом.
Иногда досудебное урегулирование приносит результат, но происходит это не часто. Если СК приняла решение, то обычно она стремится отстаивать его до конца, рассчитывая на выигрыш в суде или на то, что клиент просто не станет туда обращаться.
Основные причины, побуждающие клиентов готовиться к передаче дела в суд:
- затягивание принятия решения.
В отличие от ОСАГО установленных законом сроков в КАСКО нет, они прописаны прямо в договоре. Однако обычно решение принимается в срок от 15 до 30 дней. Если прошел месяц, но ответа нет, следует готовиться к судебному разбирательству;
- занижение размеров ущерба.
Страховые компании — это коммерческие предприятия. Они существуют на разницу между собранными страховыми премиями (взносами клиентов) и выплатами. Методов занижения ущерба существует множество. Если вы не согласны с установленными СК размерами компенсации, добиваться справедливости придется в суде;
- отказ в производстве выплат.
Страховые компании часто вообще отказываются оплачивать ущерб, ссылаясь на различные пункты договора или другие обстоятельства. Иногда такой отказ неправомерен. Более того, даже пункты подписанного вами договора могут нарушать ваши законные права, и тогда их можно опротестовать. Решать такой спор тоже придется в суде.
Обратите внимание!
При возникновении конфликта со страховщиком мы советуем немедленно обратиться за помощью к юристам, специализирующимся на таких разбирательствах. Они сразу оценят судебные перспективы дела, грамотно проведут претензионную работу, составят иск, представят и защитят вашу позицию в суде. Знаний и навыков большинства граждан обычно недостаточно для победы.
Как составить претензию?
Установленной законом формы этого документа нет. Он пишется свободно с соблюдением правил делопроизводства:
- адресная часть размещается в верхнем правом углу листа и содержит наименование страховой компании и ее адрес, Ф.И.О. клиента, способы обратной связи с ним (телефон, электронная почта и т.п.);
- наименование документа «Претензия» размещается ниже посередине строки;
- в основной части должны быть данные о договоре страхования (номер и дата заключения), подробные сведения о происшествии, являющимся страховым случаем. Далее излагаются причины выдвижения претензии — все события и решения СК, которые вызвали недовольство клиента. Далее указываются требования. Они должны быть четкими и конкретными, например «Требую оплатить ремонт в сумме … рублей к … числу … месяца …года». Если вы прилагаете какие-то документы, составьте их список;
- в конце претензии ставится дата и подпись заявителя с расшифровкой.
Теоретически можно получить подпись должностного лица СК о дате приема на втором экземпляре претензии, но описанный нами выше способ отправки заказным письмом является более надежным.